Как восстановить утерянную по вине работодателя трудовую книжку

ВОПРОС:

  • Как с точки зрения законодательства выглядит процесс восстановления утерянной трудовой книжки по вине работодателя?

  • Какие именно действия должен совершить работодатель, утерявший трудовую книжку, каковы его обязанности, ответственность работодателя в таких кейсах?

  • Какие согласия на обработку персональных данных и кому должен предоставить работник, чью трудовую книжку утеряли?

  • Какие заявления должен написать работник?

  • Что означает содействие работодателя в получении сведений с прошлых мест работы?

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ

Электронная трудовая книжка: как оформить и вести работодателю

Подробнее

ОТВЕТ

Закон не регламентирует процесс восстановления утерянной трудовой книжки по вине работодателя. Данную ситуацию можно рассмотреть по аналогии с массовой утратой работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций.

Работодатель должен выдать работнику дубликат трудовой книжки. Перед этим рекомендуется зафиксировать факт утери трудовой книжки — например, составить акт с подписью не менее чем 3 свидетелей. В акте нужно указать, кем и когда выявлена утрата, а также ответственных лиц. Кроме того, рекомендуется провести расследование по факту утраты и выявить виновных.

Для оформления дубликата трудовой книжки необходимы документы, подтверждающие стаж работы сотрудника у предыдущих работодателей:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, актуальным на день возникновения соответствующих правоотношений;
  • справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета;
  • ведомости на выдачу заработной платы и др. 
Полный перечень документов законом не утвержден. 

Законодательство РФ не устанавливает, каким образом работодатель должен содействовать работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы до поступления на работу к данному работодателю. В связи с этим считаем, что работодатель должен помочь работнику составить необходимые заявления для предыдущих работодателей о выдаче заверенных копий документов (трудовой договор, приказ о приеме на работу, приказы о переводах на другую работу, приказ об увольнении с работы).

Также возможна помощь в поиске адресов и телефонов предыдущих работодателей. 

Работодатель не обязан вместо работника обращаться к предыдущим работодателям за получением документов, подтверждающих периоды работы сотрудника. Работник может самостоятельно получить необходимые заверенные копии документов у предыдущих работодателей на основании ст. 62 ТК РФ. Например, он вправе подать заявление предыдущему работодателю со следующей формулировкой:

В соответствии со ст. 62 ТК РФ прошу выдать мне заверенные надлежащим образом копии следующих документов, связанных с работой:

– приказа о приеме на работу;
- приказов о переводах на другую работу;
- приказа об увольнении с работы.

Указанные копии прошу направить мне по адресу…/ передать лично в руки» (указать иные способы передачи документов)

Бывший работодатель будет обязан не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику указанные копии документов. 

Если же планируется, что организация-работодатель будет обращаться к предыдущим работодателям для оказания работнику содействия в получении этих документов, потребуется доверенность от работника и его письменное согласие на передачу его персональных данных третьей стороне

В согласии необходимо указать, кому, какие данные и для каких целей будут передаваться. Без получения такого согласия организация не сможет запрашивать данные у бывших работодателей. Кроме того, такое согласие необходимо будет дать и бывшим работодателям. Без него они будут не вправе предоставить данные.
Уточните у персонального консультанта по трудовому праву полный перечень документов, которые необходимо направить бывшему работодателю работника для получения сведений о предшествующем трудовом стаже. Наши эксперты также определят, какие документы нужно оформить для восстановления книжки через ПФР и государственный архив, подскажут, какие документы и какие запросы необходимо сделать, если сотрудник работал вахтовым методом, если место работы было ликвидировано и т.д. 
Проверьте, соответствует ли согласие на обработку персональных данных в вашей организации требованиям закона
Материал подготовлен экспертами департамента трудового права компании "Митрофанова и партнеры"
Поделиться материалом
Скопировать ссылку