Что может рациональная организация труда: как мы сняли переработки, откорректировали графики работы и удержали персонал
Проект, о котором мы хотели бы рассказать, касается переработок – проблемы, с которой сталкиваются многие компании. За свою многолетнюю практику наши эксперты наблюдали переработки самых разных размеров, поэтому удивить их тем, что на некоторых производствах они могут составлять 400, 600 и даже 1200 часов, сложно. Однажды на вахте они видели переработку в 1800 часов по году. Для решения проблемы переработок до 250 часов не требуется привлекать «тяжелую артиллерию» в виде резервных бригад, доукомплектации штата, кардинальных изменений режимов работы и оплаты труда, изменения технологий и т. д. Но в кейсе, о котором дальше пойдет речь, все было не так просто.
-
Ситуация в компании: 40 графиков сменности и «черная» сверхурочка
-
Отток персонала к конкурентам и превышение расходов ФОТ. Надо что-то менять
-
3 категории сотрудников, 3 режима работы, 3 системы оплаты труда
-
Итоги : снизили текучку, удержали персонал, достигли запланированных задач
Ситуация в компании: 40 графиков сменности и «черная» сверхурочка
К нам обратился заказчик – производственная компания – с очень интересным запросом. Предприятие работало в непрерывном цикле по графикам сменности (мы насчитали их почти 40). Графики менялись каждый месяц, иногда и по несколько раз в месяц, и такие изменения не оформлялись ни как работа в рабочее время, ни как сверхурочные работы – просто как изменение графика, для чего запрашивалось согласие работника.
Дополнительно к изменению графика сотрудников постоянно привлекали к работе в выходные дни, а также на сверхурочные работы. Часть сверхурочных работ оформляли официально, часть – нет.
Оплата за «нелегальную» сверхурочную работу происходила в одинарном размере в виде премии. В общем количестве сверхурочного времени рабочее время не учитывалось, хотя оплачивалось в двойном размере. Для подавляющего большинства работников использовался суммированный учет рабочего времени с учетом периодом квартал, так как производство вредное.
Причин привлечения к работе за пределами нормы было несколько:
- постоянно «скачут» объемы работы,
- не выполняются нормы в течение рабочего дня (работа на заказ с невозможностью просрочек),
- не хватает сотрудников для выполнения заказа.
Работники получали повременную оплату труда – оклад и премии за выполнение заказов. При этом серьезных конфликтов с работниками не было, инспекция труда тоже компании не докучала.
Отток персонала к конкурентам и превышение расходов ФОТ. Надо что-то менять
То, что необходимо что-то менять, работодатель понял, когда обнаружил отток людей в соседние производства. В регионе, где находилась компания, работают аналогичные производства для людей данной квалификации, а в последнее время сотрудников туда активно сманивали.
Сотрудники увольнялись с разной мотивацией: «там больше платят», «лучше соцпакет». В последнее время добавился аргумент «меньше нагрузка». Возникла типичная бизнес-задача – удержание ценных кадров.
Также руководитель столкнулся с финансовой проблемой – расходы на оплату труда превысили заложенные рамки. Уходить в сокрытие переработки в связи с ситуацией на рынке опасно, а с учетом новой практики Конституционного суда – резко возрастают размеры выплат по официальной сверхурочной работе. Понятно, что в обозримом будущем возрастут и выплаты по официальной работе в выходные дни. Руководитель понял, что пора обращаться за помощью к специалистам.
3 категории сотрудников, 3 режима работы, 3 системы оплаты труда
Наши эксперты приступили к работе над проектом в августе 2023 года, а закончили работу в июле 2024 года.
Для начала мы выяснили, как сотрудники относятся к переработкам. Для этого разработали индивидуальную процедуру опроса, где выясняли их отношение к переработкам и тому, что график работы меняется. Уточнили, как изменится это отношение, если переработки будут оплачены в повышенном размере. Спросили их об условиях, которые могут сгладить негативное отношение к переработкам (ограничения по количеству, сроки предупреждения работника, дополнительные гарантии и т. д.).
Итоговые ответы сотрудников мы разделили на три категории:
-
Категорически против даже за деньги,
-
Согласны за повышенную оплату, но в разумных пределах и с определенными условиями,
-
Согласны за определенные условия без ограничения количества часов работы.
Затем мы разработали режимы работы, оставив три формата:
-
жесткие графики без отклонений,
-
графики работы с возможностью привлечения к сверхурочной работе и рабочему времени, но по четко обозначенным основаниям,
-
гибкие графики работы для закрытия возможных форс-мажорных ситуаций.
В процессе реализации этого этапа параллельно решались и другие задачи:
- оценка квалификации работников;
- переформатирование бригад;
- изменение уровня руководства и некоторых руководителей;
- внедрение программ наставничества, стажировки и переобучения.
Дополнительно мы изменили учетные периоды для отдельных видов работ, а также изменили систему оплаты труда.
Во-первых, сохранили имеющиеся заработки для работников 1 категории, увеличив социальный пакет, во-вторых, повысили оплату труда в связи с изменениями законодательства для 2 категории, введя дополнительные компенсации для этой категории работников. И в-третьих, полностью пересмотрели оплату труда для 3 категории, увеличив суммарный заработок работников в 1,5-1,8 раз).
Выводим из тени переработки мотивированных сотрудников
Основной вопрос: как для третьей категорий удалось легализовать часы переработок? Ведь, по сути, она взяла на себя основную нагрузку 1 и 2 категории.
Во-первых, нагрузку 2 категории эти сотрудники не взяли. Интересно, что разработка четкого порядка оснований для привлечения к сверхурочной работе и перераспределение ответственности на бригадиров (с изменением их мотивации) дало моментальный результат по сокращению избыточных необоснованных привлечений к работе за пределы нормы.
Нагрузка 3 категории – это собственная нагрузка 3 и нагрузка 1 категорий. Здесь тоже было много интересных открытий. Один работник 3 категории по причине своей мотивации снимал нагрузку двух, а то и почти трех работников 1 категории по переработкам.
Итоги : снизили текучку, удержали персонал, достигли запланированных задач
Итоговый результат по ФОТ вырос на 6% по сравнению с допроектным размером (в пределах поставленной заказчиком задачи), но с легализацией всех реальных часов работы всех категорий работников, что значительно снижает правовые риски работодателя.
Измерять влияние на текучку персонала пока рано, но в любом случае, мы полагаем, что цифры изменятся. До проекта текучка составляла 18%, для объективности оценим ее в конце текущего года и через год.
Данный проект – отличная иллюстрация того, что может сделать грамотный, вдумчивый управленец, казалось бы, в безвыходной ситуации «дефицита кадров», «конкуренции на рынке труда», «невозможности снять переработки» и других «официальных причин», чтобы ничего не менять.