Переговоры с работниками как альтернативный способ разрешения трудового конфликта
Переговоры - это способ урегулирования конфликта между работодателем и работником, который дает возможность обсудить и решить возникшую ситуацию, не доводя до трудового спора, который рассматривается уже комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами (ст. 382 ТК РФ). Отличительная черта переговоров – взаимодействие в реальном времени, тогда как трудовые споры разрешаются всегда в суде и ограничены рамками законодательства и заявленного требования.
Трудовой конфликт - это разногласие между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства, трудового договора, нарушения прав одной из сторон, нарушения или невыполнения принятых на себя обязательств, а также установленных правил поведения
В этой статье рассмотрим причины, виды и примеры конфликтов, переговоры как альтернативный способ разрешения конфликта, этапы подготовки к переговорам и собственно процедуру переговоров.
- Причины, виды и примеры конфликтов
- Переговоры как альтернативный способ разрешения конфликта
- Подготовка к переговорам
- Ведение переговоров
- Оформление результатов переговоров
Причины, виды и примеры конфликтов
Возникновение любого конфликта, в том числе и трудового, всегда обусловлено конкретными причинами.
Причины могут быть вызваны как поведением самого работника (например, нарушение дисциплины труда, внутренних правил поведения в организации), так и действиями работодателя (например, грубое отношение к работнику, заниженная оценка результатов его труда, разногласия по вопросам оплаты труда, изменений условий труда и т.д.).
Конфликт может затрагивать как экономические, так и юридические интересы. Противоречие может быть как деструктивным (предвзятость, излечение выгоды), так и конструктивным (дает возможность увидеть скрытое, пересмотреть отношения, мирно решить проблему).
Большинство конфликтов, затрагивающих экономические интересы (например, образование финансовой задолженности перед работником) либо изменение условий труда (например, перевод работника на другую работу) возможно урегулировать путем переговоров.
Конфликты по поводу права, как правило, носят характер внешних, когда работник понимает, что работодатель вряд ли пойдет на их самостоятельное урегулирование и сразу обращается в суд с целью разрешения индивидуального трудового спора (например, обжалование работником порядка увольнения, восстановление на работе).
Конфликты могут быть:
- межличностными - между отдельными сотрудниками, между работником и непосредственным руководителем;
- межгрупповыми - между подразделениями, между руководством и персоналом;
- функциональными, характеризующимися противоречиями в принятии решений, эффективностью работы;
- морально-правовыми, затрагивающими вопросы уважительного отношения к работнику, его чести и достоинства во время выполнения трудовых функций, дискриминации и пр.
В зависимости от вида конфликта определяется и тактика ведения переговоров.
Примеры конфликтов в зависимости от их вида
Вид конфликта | Ситуации для поведения переговоров |
Внутренний |
|
Внешний |
|
Переговоры как альтернативный способ разрешения конфликта
Разрешение индивидуальных трудовых споров следует начать с переговоров работодателя с работником.
Переговоры как способ разрешения конфликта всегда подразумевают непосредственное взаимодействие сторон, когда каждая из них выдвигает свои требования, но готова пойти на урегулирование и компромиссное решение.
Вступление в переговоры означает, что стороны готовы открыто обсуждать возникшую проблему, сами устанавливают правила проведения переговоров и временные рамки, что позволяет контролировать их процесс.
Подготовка к переговорам
Переговоры – это процесс поиска компромисса, который требует определенных знаний и планирования. Поэтому важно понимать, как грамотно вести переговоры, чтобы достигнуть взаимовыгодного решения.
Детальная подготовка к переговорам - залог их успешного проведения.
На стадии подготовки к проведению переговоров:
- Изучите проблему и определите интересы сторон;
- Проанализируйте все возможные варианты разрешения конфликта не только со своей стороны (например, выбор наиболее приемлемого варианта, если соглашение не будет достигнуто), но и со стороны работника;
- Определите переговорную позицию и подготовьте аргументы, а также необходимые документы;
- Стремитесь найти решение, которое устроит обе стороны конфликта;
- Определите состав участников переговоров, представителей;
- Согласуйте место и время переговоров.
Завершающий этап подготовительной работы - построение предполагаемого итога действий, сбора необходимых документов и подготовка проектов предложений.
Ведение переговоров
Переговоры – это всегда процесс совместной выработки решения.
Начните переговоры один на один. Специалистов привлекайте по мере необходимости
В процессе переговоров с работником установите реальные причины конфликта, т.к. иногда они могут быть неочевидными и раскрыться в процессе обсуждения. Начните с изложения своего вопроса, обменяйтесь информацией с работником о сути возникшей проблемы, возможных вариантах ее решения и взаимных уступках. Не упорствуйте в тех вопросах, которые легко решаемы (например, график работы).
Во время переговоров записывайте все замечания и претензии, открыто обсуждайте все спорные моменты, приводите рациональные аргументы, которые основаны на логике и здравом смысле. Умейте также признавать собственные ошибки и отменять неверные решения.
Если не можете сразу принять решение, устраивающее обе стороны конфликта, сделайте перерыв, чтобы еще раз все спокойно проанализировать.
Переговоры могут длиться как несколько дней, так и проходить в несколько этапов.
Оформление результатов переговоров
В деловой практике, как правило, итоги переговоров оформляются письменно, что позволяет закрепить принятые сторонами договоренности. Это могут быть протоколы встречи, соглашения, договоры, приказ или распоряжение руководителя и пр.
Важно помнить, что у конфликта есть и положительная сторона - разрядка напряженности, получение обратной связи от работника и возможность сторонам лучше узнать друг друга.
Контролируйте порядок оформления документации в организации и соблюдение норм законодательства. Это позволит значительно увеличить шанс положительного исхода дела в случае, если конфликт все-таки перейдет в стадию трудового спора и будет рассматриваться либо КТС, либо судом.
Материал подготовлен экспертами департамента трудового права компании "Митрофанова и партнеры"