Аудитор по трудовому законодательству – как научиться проведению аудита

Аудитор по трудовому законодательству – как научиться проведению аудита

Многие компании для контроля правовых рисков создают внутренние службы аудита либо привлекают отдельных специалистов по аудиту.

Чаще всего такие службы или специалисты появляются в структуре управляющих компаний и ОЦО (общих центров обслуживания). Это логично. Именно при выведении функций методического регулирования в одну структуру и требуется проводить экспертизу, предотвращать возникновение правовых рисков и управлять ими. В том числе – в области управления персоналом и соблюдения трудового законодательства.

Сейчас специалисты по внутреннему аудиту востребованы на рынке. Посмотрите обзоры рынка труда и убедитесь в этом. Кто же такой аудитор по трудовому законодательству и как научиться проведению аудита, – выясним в статье.

Содержание

 

Внутренний аудитор трудового законодательства: цели профессии

Аудит по трудовому законодательству как трудовая функция

Аудитор трудового законодательства: обучение

Внутренний аудитор трудового законодательства: цели профессии

Профессия аудитора (как и термин «аудит») – официально признаны. Требования к ней регулирует профессиональный стандарт «Внутренний аудитор», утвержденный Приказом Минтруда России от 24.06.2015 № 398н.

Основной целью профессиональной деятельности внутреннего аудитора являются проведение независимых внутренних проверок и консультаций по вопросам надежности и эффективности функционирования систем:

  • управления рисками;

  • внутреннего контроля;

  • корпоративного управления;

  • операционной деятельности;

  • информационных систем организации.

В свою очередь проверки и консультации тоже проводят с определенной целью. В частности, они нужны для:

  • достижения стратегических целей организации;

  • обеспечения достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • эффективности и результативности деятельности организации;

  • сохранности активов организации;

  •  соответствия требованиям законодательства и внутренних нормативных актов организации.

Узнайте три ключевых аргумента для проведения внутреннего аудита по проверочным листам Роструда.

Аудит по трудовому законодательству как трудовая функция

Поскольку во многих компаниях появились внутренние аудиторы по соблюдению именно трудового законодательства, Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом включил аудит как отдельную функцию в профессиональный стандарт «Консультант в области управления персоналом» (утвержден Приказом Минтруда России от 04.04.2022 № 197н).

Трудовая функция «Аудит системы документооборота, локальных документов по процессам управления персоналом» включает проведение таких действий:

  • оценку состава, комплектности и содержания документов по процессам управления персоналом;

  • оценку локальных нормативных актов, регламентирующих процессы управления персоналом;

  • диагностику системы документооборота по управлению персоналом;

  • оценку степени соответствия документооборота по управлению персоналом стратегическим целям организации;

  • документальное оформление результатов аудита системы документооборота, локальных документов по процессам управления персоналом;

  • консультирование должностных лиц организации по результатам аудита системы документооборота и документов по процессам управления персоналом;

  • оформление документации по консультационному проекту в области управления персоналом.

Важно! Знания, умения, требования к образованию и опыту работы также уточните в профессиональном стандарте.

Совет

Если у вас есть желание стать специалистом по аудиту, самый оптимальный вариант – это стажировка, практика рядом с профессиональным аудитором. К сожалению, на рынке нет качественных программ обучения для таких специалистов, особенно в узких профессиональных областях.

Как оформить результаты внутреннего аудита, подскажет консультант по трудовому праву.

Аудитор трудового законодательства: обучение

Теоретическое изучение материала не сделает из специалиста аудитора. В этом поможет практика, практика и еще раз практика.

Важность постоянного повышения квалификации и самостоятельного изучения законодательства – никто не отменяет. Это стиль жизни профессионального аудитора. Однако, в отличие от многих других профессий, тут нужно осваивать не знания, а именно умения. В частности:

  • умение видеть;

  • умение применять инструменты аудита;

  • умение правильно формировать выборки;

  • умение коммуницировать с теми, кого проверяет аудитор и с заказчиком;

  • умение анализировать и систематизировать полученный материал и многое другое.

Самоучки становятся профессиональными аудиторами за годы практики. Рядом с наставником умения можно приобрести гораздо быстрее. В свою очередь навык будет формироваться самостоятельно на практике проведения аудита. Ищите своего наставника.

Один из вариантов практики – самостоятельное участие в аудите. Закажите аудит трудового законодательства. В качестве одного из его условий определите свое участие и практическое обучение по его проведению. Это один из самых эффективных методов, как перенять уникальные знания. Он доказал свою эффективность как на государственном, так и на корпоративном уровне. Аудит + Обучение в одном флаконе – это двойная выгода, и самое главное – получение «удочки», с которой дальше свою «рыбу» вы будете вылавливать самостоятельно.

Материал подготовила Валентина Митрофанова, эксперт по трудовому праву и профессиональным стандартам, управляющий партнер Компании «Митрофанова и партнеры»


Поделиться материалом
Скопировать ссылку