Разъездной характер работы дистанционного работника
Работодатели часто организуют работу сотрудников в местности, в которой не находится сама компания или ее обособленные подразделения. При этом регистрировать обособленные подразделения он не хочет. К тому же, не всегда есть необходимость создавать стационарное рабочее место на такой территории.
Вместо этого работодатели нередко заключают с сотрудниками соглашение о дистанционной работе с разъездным характером. В них устанавливают территории, на которой они осуществляют свою трудовую функцию.
Если сотрудник не выбирает рабочее место, а осуществляет поездки на определенной территории или посещает конкретные объекты и не имеет иных трудовых функций с использованием удаленного доступа, возникают риски признания работы не дистанционной. Обсудим, как этого избежать.
Какие документы оформить для разъездного характера труда, подскажут наши эксперты.
|
Содержание
Дистанционно-разъездной характер работы: нормы закона и позиция судов Разъездной характер труда при дистанционной работе: конфликт с налоговой |
Дистанционно-разъездной характер работы: нормы закона и позиция судов
Сочетать дистанционную работу и разъездной характер труда закон не запрещает. Это возможно, если работа реально имеет характеристики дистанционной – то есть, сотрудник исполняет трудовую функцию с применением телекоммуникационных сетей.
Именно на саму организацию выполнения трудовой функции обращает внимание суд. Однако делает это он преимущественно в случае конфликта с сотрудником. Например, анализ трудовой функции могут проводить в связи со спором об увольнении по специальным основаниям, предусмотренным только для дистанционного работника (Определение 3-го КСОЮ от 01.09.2021 № 88-14291/2021 по делу № 2-2688/2020).
Важно! Многие считают, что избежать трудовых споров можно, если не использовать для прекращения трудового договора специальных оснований, предусмотренных для дистанционной работы. Однако на практике конфликты возникают не только в связи с увольнением. |
Потенциально конфликты могут быть связаны не только с увольнением, но и с вопросами:
-
отсутствия организации рабочего места для дистанционного сотрудника (например, оборудования), потому что, по сути, никакой дистанционной работы нет. В связи с этим работник фактически не мог выполнять трудовую функцию;
-
не предоставления гарантий и льгот, связанных с фактической работой в особых климатических условиях – Крайнем Севере, местности приравненной и т.д.;
-
оплаты расходов по проезду от места фактического нахождения работника (в том числе за рубежом) до места нахождения работодателя и др.
Сократите правовые риски, документооборот и ФОТ с помощью разъездной работы.
Разъездной характер труда при дистанционной работе: конфликт с налоговой
На практике риски возникают и в связи с установлением разъездного характера при реальной дистанционной работе (когда для нее есть все основания). В частности, с налоговыми органами.
Так, при разъездном характере работы работодатель обязан возместить сотруднику расходы, связанные с поездками: проезд, проживание, суточные (по ст. 168.1 ТК РФ). Однако как принять такие расходы на себестоимость и на затраты по сотруднику, которому установлена дистанционная работа? Таким образом возникает конфликт с налоговыми органами.
Исключить его можно несколькими способами, к примеру:
-
создавать рабочее место и обособленное подразделение на территории нахождения работника;
-
отправлять работника в командировку на те территории, где у него разъезды, с особым порядком оплаты, проживания и суточных (с учетом того, что работник фактически находится (проживает) в этой местности);
-
делать то же самое, но при помощи разъездного характера работы;
-
делить (прописывать) трудовую функцию таким образом, чтобы у сотрудника были обязанности, подразумевающие и служебные поездки, и дистанционную работу;
-
менять дистанционную работу на надомную с разъездным характером.
Материал подготовила Валентина Митрофанова, эксперт по трудовому праву и профессиональным стандартам, управляющий партнер Компании «Митрофанова и партнеры»
Повысьте эффективность работы, переведя процессы и документы в электронный вид. Обратитесь за помощью в экспертную компанию. Профессионалы проведут правовую оценку и выявят слабые места в кадровом делопроизводстве, оптимизируют необходимые процедуры и избавят от лишних затрат, а при необходимости – разработают документы по всем требованиям закона. |