Приказ (распоряжение) работодателя: как провести аудит
При проверке приказов и распоряжений следует выполнить четыре важных действия. Во-первых, узнать, чем обусловлено издание приказа (распоряжения): требованием закона или пожеланием бухгалтерии. Во-вторых, уточнить форму, по которой его составили: по унифицированной или собственной (разработанной в компании).
В-третьих, выяснить, кто и на каком основании подписал приказ со стороны работодателя. В-четвертых, убедиться в необходимости знакомить с ним работника под роспись по требованию закона либо установить, что так в компании поступают «по привычке».
Указанные вопросы вы можете проверить своими силами либо – привлечь в качестве независимой и экспертной стороны профессиональную компанию. На что обратить внимание при самопроверке, мы рассмотрим в статье.
Содержание
Распорядительные документы: понятия Обязательные приказы: перечень и порядок ознакомления
Форма приказа в организации: собственная или унифицированная |
Распорядительные документы: понятия
Приказ (распоряжение) – это документ работодателя (его уполномоченных лиц), которое содержит какое-либо организационно-распорядительное требование, обязательное для работников. Это распорядительный документ.
Распорядительные документы – приказы (распоряжения) работодателя (уполномоченных лиц), которые содержат распорядительное требование. Приказы обязательны для работников.
Обязательные реквизиты приказа уточните у наших экспертов по трудовому праву.
Какие кадровые документы важно проверить в ходе аудита наряду с приказами, узнайте на нашем сайте.
Обязательные приказы: перечень и порядок ознакомления
Если проанализировать трудовое законодательство на предмет наличия обязательных требования по изданию приказов (распоряжений), мы обнаружим, что их количество – невелико. При этом приказов, для которых требуется подпись работника об ознакомлении с ними, – еще меньше.
Перечень приказов и информацию о требованиях закона по их изданию и ознакомлению с ними, мы подготовили для вас в таблице ниже.
№ п/п | О чем приказ/статья, на основании которой требуется/не требуется его издание | Требуется ли по закону | Требуется ли подпись работника |
1 |
Приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ) |
нет | нет |
2 |
Приказ о прекращении трудового договора (ст. 84.1 ТК РФ) |
да | да |
3 | Приказ о дисциплинарном взыскании (ст. 193 ТК РФ) | да | да |
4 |
Приказ о командировке (п.3. Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки») |
да | нет |
5 | Распоряжение о привлечении работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ) |
да |
нет |
6 |
Приказ о переводе (ст. 62, 72, 72.1 ТК РФ) |
нет |
нет |
7 |
Приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастных случаев (ст. 229 ТК РФ) |
да |
нет |
8 |
Распоряжение о взыскании ущерба (ст. 248 ТК РФ) |
да |
нет |
9 | Приказ о ежегодном отпуске (и любом другом отпуске!) |
нет |
нет |
10 |
Приказ о привлечении к сверхурочной работе |
нет |
нет |
На практике легко убедиться, что большинство приказов издают, равно как и получают подпись работников об ознакомлении с ними, даже когда этого не требует закон.
Кроме того, возникают ситуации, когда волеизъявление руководителя как решение оформляется именно в виде приказа (решения), хотя по закону такая форма – не обязательна. Например, при проверке часто выявляют приказы о переводе (ст. 72.1 ТК РФ), о ежегодном или ином отпуске (ст. 123, 125 ТК РФ).
Форма приказа в организации: собственная или унифицированная
При аудите нужно обязательно проверить форму приказа. Независимо от того – «своя» ли она или унифицированная, ее необходимо соблюдать.
Например, если в «своей» форме вы предусмотрели место для подписи работника, то весь процесс изданиям и уведомления нужно организовать таким образом, чтобы подпись работника об ознакомлении с этим приказом под подпись была внесена.
Важно! С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, – необязательны к применению. Издайте по организации приказ о применении указанных либо – об утверждении собственных форм. Укажите формы, ответственных лиц и инструкции по их заполнению (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
|
Приказы работодателя: подписанты
Приказы в организации подписывает уполномоченное лицо. Как правило, оно установлено в Уставе или в доверенности.
Приказы (распоряжения) работодателя являются первичными документами для выплат работникам, предоставления льгот и гарантий. Поэтому соблюдение правил придания этим документам юридической силы – наличия подписи работодателя или уполномоченного должностного лица – обязательно.
При аудите приказов (распоряжений) уточните:
-
наличие либо отсутствие подписи со стороны работодателя (бывает так, что сама подпись отсутствует);
-
полномочия лица, которое подписало приказ, а также – срок таких полномочий (наделено ли оно правом подписания именно этих приказов).
Обратите внимание! Положение об оплате труда следует проверить на предмет корректного и полного описания системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
|
Материал подготовлен департаментом трудового права компании «Митрофанова и партнеры»
Аудит приказов поможет понять, какие из них вы издаете избыточно, и когда можно не знакомить с приказами работников под роспись. И наоборот проверите, все ли обязательные по закону приказы у вас есть в компании. А наши эксперты помогут вам определить, правильно ли вы придали юридическую силу документам.
|