Современная экономическая ситуация поставила перед работодателем задачу – повысить эффективность организации труда. При этом для одних компаний важно – увеличить интенсивность труда, для других – сохранить производственный процесс с меньшим количеством работников, а для остальных – гибко и оперативно менять элементы режимов работы и уметь трудиться в условиях постоянно меняющейся высокой и низкой нагрузки.
Ключ к решению всех этих вопросов – в умении управлять режимами (графиками) работы. Это одна из наиболее важных управленческих компетенций. Узнаем, как установить оптимальный режим работы для конкретного работодателя благодаря управлению рабочим временем сотрудников.
Как указать режим работы в ПВТР, подскажет консультант по трудовому праву.
|
Содержание
От чего зависит управление рабочим временем Как установить режим рабочего времени сотруднику |
От чего зависит управление рабочим временем
При управлении рабочим временем многое зависит от того, как режим работы установлен и прописан во внутренних документах компании. И тому есть несколько причин.
Причина 1: режим рабочего времени прямо связан с оплатой. По действующему законодательству, сотрудники должны получать заработную плату за отработанное время. В свою очередь время, которое идет в счет рабочего, определяют исходя из установленного режима. Таким образом, правильно введенный в организации режим во многих случаях позволяет работодателю оптимизировать фонд оплаты труда (ФОТ).
Убедитесь, что новый период суммированного учета может сэкономить компании 600 000 рублей ФОТ.
Причина 2: верно установленный в организации режим рабочего времени позволяет работодателю рационально распределять трудовые ресурсы. Это в свою очередь прямо влияет на производительность и впоследствии позволяет (или не позволяет) контролировать соблюдение работниками трудовой дисциплины.
Как установить режим рабочего времени сотруднику
Чтобы понять, как описать режим работы, важно определить особенности и задачи конкретной компании по организации рабочего времени. Среди основных задач, которые необходимо решить работодателю, могут быть:
-
снижение количества сверхурочной работы;
-
частое привлечение сотрудников к работе в выходные дни;
-
изменение нагрузки в зависимости от объемов работы, в частности – при сезонной специфике;
-
возможность гибко менять работнику смены в связи с форс-мажорными обстоятельствами (например, при не выходе на работу сотрудника из другой смены по причине болезни и т.д.) и др.
Важно! Определение задачи по управлению рабочим временем дает возможность понять, каким именно элементом режима работы необходимо гибко управлять. |
Примеры Установление режима работы в зависимости от потребностей работодателя
Пример № 1. В организации много сверхурочной работы. В этом случае необходимо управлять нормой рабочего дня. Сверхурочную работу сотрудник выполняет по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ). Таким образом, если при описании режима работы, установлена норма 8 часов в день, то работа сверх этих 8 часов будет сверхурочной. Однако, когда организация установит норму часов работы в неделю, гибкий график работы, суммированный учет рабочего времени, то работа 9 –10 часов в конкретный день перестанет быть сверхурочной работой.
Пример № 2. В организации сотрудников часто привлекают к работе в их выходные дни, которые приходятся на субботу – воскресенье. Ситуацию может изменить отмена привязки выходных дней к точно установленным дням недели. Например, они могут предоставляться по графику, в скользящем порядке и т.д. Тогда работа в субботу – воскресенье перестанет приходиться на выходные работника.
Пример № 3. В компании работают сотрудники (например, водители), у которых постоянно разная продолжительность рабочего дня, а также – начало и окончание рабочего дня. Не зная, как ее учесть, компания ставит сотруднику в табеле учета рабочего времени по 8 часов, а разницу в фактических часах работы пытаются перекрывать «премиями». Устранить это нарушение можно, установив гибкий график работы, суммированный учет рабочего времени. В противном случае возникают самые распространенные нарушения и риски, в частности:
|
Материал подготовила Валентина Митрофанова, эксперт по трудовому праву и профессиональным стандартам, управляющий партнер Компании «Митрофанова и партнеры»
Проведите аудит правовых рисков по новым проверочным листам. Сделайте это в форме самопроверки или обратитесь за помощью к профессионалам. Так вы успеете не только выявить, но и исправить нарушения и тем самым – избежать многомиллионных штрафов, спасти компанию от приостановки деятельности и сэкономить годовой ФОТ.
|